PROказино

Статьи

История казино

Евгений Туранский
10/3/2022

Если не учитывать различные бесформенные костяшки, используемые для азартных игр, шаманских ритуалов и тренировки мелкой моторики древними людьми, то первые игральные шестигранные кости датируются третьим тысячелетием до Нашей Эры и происходят из Месопотамии. Найдены они были на территории современного Ирана вместе с комплектом для игры в нарды.

Но о древних играх и костях мы узнаем в другой раз. До определенного момента игры проходили между двумя или несколькими игроками. Занимались этим все слои населения и в любых доступных местах. И если самим азартным играм насчитывается уже несколько тысяч лет, то азартные игры в формате «казино» - достаточно недавнее развлечение.

Что понимают современные исследователи и историки в области азартных игр под форматом «казино». Это не игры людей между собой, а игры игроков против так называемого «Дома» (то есть против некой организации), который в игре представляют специально обученные для ведения игры люди. Подчеркну: игроки не соревнуются между собой, каждый игрок играет против представителя Дома, которого мы сейчас именуем дилер или крупье. Данную логику можно увидеть, например, в отличиях казино-покера от клубного покера.

И тут стоит отметить, что слово «croupier», пришедшее к нам из французского языка, в отношении представителя Дома стало употребляться на 100 лет позже возникновения крупье как таковых. Изначально «крупье» стали называть помощника игрока, который находился за спиной игрока, держал его деньги, помогал делать игроку ставки. Крупье был не у всех игроков. Сама этимология слова «крупье» означает «сидящий на крупе лошади позади всадника» и происходит от французского «chevalier accroupi». Термин этот появился в XVII-м веке, а в значении сотрудника, собирающего проигравшие ставки и оплачивающего выигрышные ставки, стал использоваться только с середины XVIII-ого века (с 1731 года во французских игорных заведениях).

Также в начале XVII-го века в Англии в отношении человека, раздающего карты, начинают использовать слово «дилер», которое своим корнем уходит в протогерманские языки и которое, в свою очередь, означает «распределять», «принимать участие».

И вот тут мы плавно переходим на территорию современной Италии, а точнее, в Венецию. Именно там в 1638 году открывается первый государственный игорный дом, и именно он признается всеми историками игр как первое заведение формата «казино», хотя и назывался этот Дом иначе.

 

Ридотто. Il Ridotto.

 

Еще до открытия непосредственно Ридотто в Италии большой популярностью пользовались небольшие комнаты, изначально предназначавшиеся для частных переговоров и называвшиеся «ridotti» (от итальянского «ridurre» - «замкнутый, частный»). Однако в силу того, что азартные игры периодически попадали под различные запреты, данные комнаты стали использовать граждане, дабы уединиться и спрятаться от посторонних глаз с целью предаться азарту. Как гласит известная пословица: «Не можешь победить - возглавь». Именно такое решение в 1638 году накануне ежегодного весеннего карнавала приняли  власти Венеции.

 

В левом крыле Палаццо Дандоло рядом с базиликой Святого Моисея, по решению Большого Совета (органа государственного управления Венецианской Республики, 1172-1797) открывается первое «управляемое», «организованное», «институализированное» игорное заведение. Что это значило? Игорный дом находился под управлением властей. Все правила игр и правила поведения были четко регламентированы. Многие западные источники пишут, что открыто это заведение было только в период Венецианского карнавала, но мало где замечают, что этот карнавал в те годы длился 6 месяцев.

Игры, предлагаемые посетителям в Ридотто: Бассет, Фараон, Бириби. Вход был открыт для любого человека, но ставки были достаточно высокие. Обязательным условием нахождения в Ридотто было ношение маски. Это делалось в целях анонимности гостя. Еще один элемент одежды также был обязателен для ношения при посещении Ридотто – треуголка. Есть мнение, что таким образом (хотя формально к игре допускались граждане любых сословий)  управляющие пытались ограничить доступ простолюдинам.

Несколькими годами позже уже во Франции небезызвестный кардинал Мазарини, будучи сам большим любителем поиграть (по данным биографов кардинала, его любимой игрой была Хока – разновидность игры Бассет, которая, в свою очередь, оказала непосредственное влияние на формирование игры в рулетку), также решает взять игорный бизнес под государственный контроль и открывает свои игорные дома. Однако его заведения просуществовали под государственной «крышей» недолго: всего лишь пару десятилетий до его смерти в 1661 году. А вот Ридотто была суждена более долгая история. Даже сейчас по современным меркам срок функционирования этого игорного дома может претендовать на один из самых длинных – с 1638 по 1774 (136 лет!), практически до конца независимого существования Венецианской республики.

Местный «депутат Милонов», реформатор Джорджио Пизани,  в 1774 году предложил «во имя сохранения нравственности, здоровья общества и благочестия» закрыть игорное заведение, что было принято Советом большинством голосов.

Но к тому моменту игорные заведения формата «казино» под различными названиями уже распространяются по всей Европе. В той же Франции после долгого запрета в 1764 году нелегальные игорные дома пытается привести к единым правилам и взять под надзор генерал-лейтенант французской полиции Антуан де Сартин. Итогом этого становится открытие в 1785 году в Пале Рояле более ста комнат, по принципу «ридотто», которые именовались французами как «общественный клуб» («clubs sociaux»). К этому моменту уже изобретены Французская рулетка и Баккара, и к игре против «дома», а не против друг друга адаптирована игра «Двадцать одно». Эти три игры становятся основными играми в игорных заведениях конца XVIII-го – начала XIX-го веков.

 И хотя слово «Ридотто» давно даже итальянцами не употребляется по отношению к игорному заведению, данный термин итальянцы в настоящее время используют в значении «фойе театра».

 

Казино. Casino.

 Само слово «casino» по отношению к общественным заведениям, в которых можно послушать музыку и потанцевать (фактически, современная дискотека), начинает употребляться в 1744 году в северной материковой части современной Италии. А впервые этот термин в значении «помещение для азартных игр» зафиксирован в письменном источнике, изданном в 1820 году,  в путевых очерках шотландской художницы Джейн Уоттс. Учитывая годы ее путешествия по Европе (а в очерках описывается не только Италия, но и Франция со Швейцарией), данный термин стал распространяться в этих странах в середине второго десятилетия XIX-го века.

 

«…The company then resort to the Casino – an extensive suite of rooms splendidly fitted up for cards, billiards, dancing, flirting, intrigue, any thing, in short, but politic – built and supported by the subscriptions of the nobility» (с) Jane Waldie Watts, «Sketches Descriptive of Italy in the Years 1816 and 1817», v.4.

 

«…Затем компания переместилась в Казино – большое помещение со множеством комнат, прекрасно подходящих для игры в карты, в бильярд, танцев, флирта, интриг - всего чего угодно, кроме политики, построенное и содержащееся за счет знати.»

 

Несколькими главами ранее в своих очерках Джейн Уоттс пишет и о происхождении слова «casino». Ведь действительно, практически никто даже из работников игорного бизнеса не сможет вам сказать, откуда происходит это слово. Максимум информации, которую можно услышать, это «casino» - в переводе с итальянского «маленький дом». Однако это не совсем так.

 

Вот что пишет шотландская художница:

 

«…while, in summer, they betake themselves, in what is, by courtesy, called — the cool of the evening, to the verdant shades of the Cascina…

 

This was originally the Ducal Dairy - the term Casino being indiscriminately applied to a set of farm offices , a country-seat , a gambling-house , … , preserving the name , corrupted by the vicious pronunciation of Tuscany»

 

«/Флорентийцы/ … в летнее время предпочитают прятаться от жары в тенистых парках Кашины (Cascina)…

 

Изначально это слово обозначало Молочную Ферму. Термином Казино (Casino) стали без разбора называть сельские постройки, загородные резиденции, игорные дома, … , сохранив название, исковерканное порочным произношением тосканцев»

 

То есть слово «казино» («casino») - это измененное под местное произношение слово «cascina», и происходит оно не от слова «casa» («дом»), а от староитальянского «cascio» (в современном итальянском «cacio»), что переводится как «сыр». «Cascina», в свою очередь, изначально с XIII века обозначало загон для скота, в котором производят молочные продукты. В XVIII веке кашиной стали называть любую сельскую постройку, а также загородные дома флорентийской аристократии. В некоторых областях этот термин стали использовать и по отношению к «паркам культуры и отдыха». И точно так же, и кстати сказать, в то же время, как американцы французское название игры «Poque» модифицировали под свое произношение и назвали так новую игру «Poker», так и жители северной Италии подогнали написание «молочной фермы» («cascina») под свое произношение и назвали так игровое заведение.

 

Конечно, на мировую сенсацию, на новое переосмысление происхождения слова «казино» описанный шотландской художницей лингвистический казус претендовать не может. Хотя бы по той причине, что является единственным (надеюсь, пока) задокументированным свидетельством. Для полной убежденности необходимо найти еще документальные или какие-либо иные подтверждения данной версии.

 

Тем не менее, пообщавшись со знакомыми итальянцами, мне удалось выяснить, что действительно в некоторых областях Италии и по сей день словом «cascina», помимо прочего, называют небольшие загородные домики. А итальянские словари трактуют слово «casino» именно как «маленький дом», так что версия Джейн Уоттс имеет право на существование.

 

При этом стоит отметить, что в итальянском языке слова «casino» (с ударением на «o») и «casino» (с ударением на «i») существенно отличаются. Если первое – это именно игорный дом, то последнее – «проститутошная». По словам тех же итальянцев, двести лет назад это было одно и то же слово. За первую половину XIX-го века оно успешно ушло в соседние страны, в частности, во Францию. Но итальянские игорные дома развивались своеобразно, сосредотачивая внутри себя все возможные пороки общества, и к началу XX-го века превратились в излюбленное место встреч достопочтенных граждан с женщинами с низкой социальной ответственностью. К этому моменту казино во французском понимании являлось эталоном сервиса, благочестия и исключительно игровых развлечений. Дабы отличать игорный дом, где люди отдыхают за игрой, от маргинального притона «с блэкджеком и шлюхами» итальянцы решили оставить за игорным домом французское произношение (то есть ударение на последний слог) …

 

Салун. Saloon.

 

В то время как по всей Европе продолжается с переменным успехом борьба за нравственность, в Америке набирают популярность салуны («saloon»). Хотя этим словом американцы называли любые развлекательно-питейные заведения еще с 1747 года, а зал для развлечений на пассажирских судах – с 1817, первый именно Салун был открыт в 1822 году в местечке Браунс Хоул.

 

Географически-лирическое отступление: Браунс Хоул – это горная долина на пересечении штатов Вайоминг, Юта и Колорадо, в которой издревле прятались от закона различные преступные элементы. Не могу не простебаться над названием места, ибо по-английски оно пишется как Brown’s Hole, что в литературном переводе означает Захолустье Брауна (по имени местного торговца Батиста Брауна Шалифу), но в буквальном переводе на русский язык звучит гораздо смешнее – «дыра коричневого».

 

Слово «салун» («saloon») это американизм от французского «салон» - «помещение для развлечений и отдыха», которое, в свою очередь, уходит своими корнями в древнегерманское слово «sal» (собственно, «зал» или «дом»), которое родственно нашему славянскому слову «село» - «место проживания людей».

 

Американцы быстро приспособили это название к развлекательным заведениям как на суше, так и на судах, самые известные из которых, конечно же, курсировали по Миссисипи и назывались «плавучие салуны». Помимо азартных игр, салуны предлагали культурно-массовые мероприятия типа танцы кабаре, концерты, амурные отношения на коммерческой основе. Основными играми поначалу были Фаро и Брэг. Начинала формироваться Американская рулетка (с иным порядком чисел и двумя, а местами и тремя «зеро»). Но к концу XIX-го века в салунах уже вовсю играли в Покер и американское Двадцать одно (как эта игра стала называться Блэк Джек, можно ознакомиться в другой статье).

 

И обычные, и плавучие салуны в большинстве своем также были заведениями формата «казино», то есть был один или несколько организаторов игр, работающие на них сотрудники и игроки, которые делали ставки против этого организатора. Конечно, в салунах промышляли и частные лица, которые путешествовали по стране со своим оборудованием, такие как, например, Джордж Девол, о приключениях которого можно почитать в его собственном жизнеописании. Большинство таких гастролеров были опытными каталами и мошенниками, что опять же хорошо и подробно описывается у того же Девола. И наличие таких частных организаторов азартных игр сформировало в обществе негативное восприятие игорного бизнеса в целом.

 

Гора Карла. Monte Carlo.

 

От Флоренции, где начали употреблять слово «казино», до княжества Монако – по побережью всего 400 километров. Не удивительно, что, когда в середине XIX-го века там стали открывать игорный дом, название для него было взято не из далекого Нового Света и не из забытой Венецианской республики, а из соседних земель.

 

Как писал Карл Маркс: «Призрак коммунизма бродит по Европе». Это он про середину XIX-го века, если что. Начавшиеся с Великой Французской Революции глобальные перемены во всех европейских странах, во всех слоях общества и во всех сферах деятельности не могли не затронуть и азартные игры. И виной тому был иной призрак – призрак капитализма. Зародившиеся в феодальном обществе в эпоху Просвещения игры формата «казино» все-таки в некоторой степени ограничивали сам игорный бизнес и его развитие. Капитал – то основное, на чем игорный бизнес строится, еще не занимал главенствующую роль в социальных отношениях. Во многих странах Европы то и дело игорный бизнес пытаются запретить (если в предыдущие века подобные запреты касались отдельных азартных игр, носили больше морально-этический характер и продвигались церковью, то в первой половине XIX-го века запреты приобретают массовый характер и, скорее, являются следствием борьбы за раздел сферы влияния, борьбы за рынок).

 

Проходят века, а в геополитике и макроэкономике ничего особо не меняется. Европа в XIX веке в очередной и не в последний раз пытается объединиться. Та же Италия становится страной Италией в нашем нынешнем понимании только к 1870 году. Но находятся еще самостийные, незалежные князья, которые категорически кладут все свое монархическое достоинство на подобные попытки объединения и, как следствие, на общепринятые в этих объединениях законы и запреты.

 

К таковым относился и правитель княжества Монако Карл III. Своевременно «срисовав поляну», то есть оценив внешнеполитическую и экономическую обстановку, Карл III пришел к выводу, что именно развлекательное направление, за неимением других, должно стать основным в его маленьком княжестве. Попытки открыть игорный курорт предпринимались им, начиная с 1856 года, но упирались в бездарное управление.

 

Только к 1863 году Карлу III удается договориться с успешным на тот момент управляющим казино в Бад-Хомбурге Франсуа Бланом. Тут просто необходимо провести аналогии с игорными зонами современной России и восхититься гением Франсуа Блана.

 

В середине XIX-го века территория, на которой находились владения Карла III, представляла собой преимущественно горные плато с неплодородными землями и без каких-либо разумных транспортных развязок. За несколько лет, помимо постройки и запуска игорного заведения, было проведено много сопутствующих работ. Были построены дороги, отели, магазины. Была проложена железнодорожная магистраль, был усовершенствован порт. Все было сделано для того, чтобы любой житель Европы из любой точки мог с легкостью добраться до Казино, а добравшись и оставшись в нем поиграть, не испытывал бы нужды ни в каких своих капризах. Именно такой комплексный подход к формированию игорно-развлекательной зоны и сделал из Монте Карло то, чем до сих пор восторгаются современники. Данный факт следует взять на заметку российским властям. Там бы, по уму, взять и систему налогообложения, но это более трудоемкий процесс.

 

Что мы в итоге получили? Развитие заведения «Казино» на фоне развития капиталистических отношений дало старт развитию всей игорной индустрии. Общественно-экономическая формация отбросила предрассудки прошлого – человек с деньгами, даже из самого низшего сословия, уже стал считаться человеком уважаемым и достойным для посещения дорогих увеселительных заведений. Деньги потекли рекой в карманы организаторов игр, а слово «казино» не кануло в лету как ранее «ридотто», а стало употребляться по всему миру.


Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Duis cursus, mi quis viverra ornare, eros dolor interdum nulla, ut commodo diam libero vitae erat. Aenean faucibus nibh et justo cursus id rutrum lorem imperdiet. Nunc ut sem vitae risus tristique posuere.

Все статьи эксперта

Другие статьи

info@aeso.su
+7 967 010 27 30 | +7 985 567 55 91